В России выстраивается эффективное взаимодействие трех уровней власти

Елена Ульяненкова, председатель правления Смоленского областного отделения Международного общественного фонда «Российский Фонд мира»:

— Принятие законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» — это важный шаг к более эффективному взаимодействию между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным.

Местное самоуправление играет ключевую роль в жизни каждого гражданина, так как именно на этом уровне принимаются решения, касающиеся повседневных нужд и интересов населения. Новый закон предоставляет возможность более четко структурировать взаимодействие между различными уровнями власти, что, в свою очередь, должно способствовать более оперативному решению актуальных проблем на местах.

В нашем регионе муниципалитеты уже провели большую реформу по объединению сельских и городских поселений — это стало катализатором изменений. Уверена, что эта муниципальная реформа позволит улучшить взаимодействие между муниципальными образованиями и региональными властями, сделает его более прозрачным и эффективным. Это особенно актуально для реализации социальных программ и инициатив, которые напрямую влияют на качество жизни граждан.

Что касается баланса полномочий, то важно отметить, что закон должен обеспечить не только права органов местного самоуправления, но и четкие рамки их ответственности. Уверена, что соблюдение этого баланса станет залогом успешного функционирования местной власти и позволит избежать конфликтов между уровнями управления. Важно, чтобы местные органы власти имели достаточные полномочия для решения насущных вопросов, но при этом действовали в рамках установленной системы.

Юрий Понажев, юрист:

— Работа над законопроектом «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» ведется уже достаточно длительное время — с декабря 2021 года. В настоящее время законопроект принят Государственной Думой в трех чтениях и направлен на одобрение в Совет Федерации. И через 90 дней после его промульгации он вступит в силу.

Необходимость принятия закона обусловлена в том числе поправками в Конституцию Российской Федерации, внесенными в 2020 году. Законопроект по сути завершает оформление конституционно-правовой конструкции публичной власти в России в рамках проведенной конституционной реформы.

Для обычных граждан данный законопроект очень важен, поскольку многие вопросы, волнующие жителей, будь то благоустройство их населенных пунктов, работа муниципальных учреждений, озеленение городов, должны решаться именно на местном уровне. Органы местного самоуправления должны иметь достаточные полномочия и финансирование для решения этих задач, а мнение граждан об эффективности власти во многом зависит именно от результатов работы муниципальных органов.

Для Смоленской области большое значение в данном законопроекте имеет реформа структуры организации местного самоуправления. Законопроект изначально предполагал отказ на местном уровне от создания муниципальных органов власти в городских и сельских поселениях и преобразование муниципальных районов в округа, в которых создавались муниципальные администрации и представительные органы, а на уровне поселений могли создаваться лишь территориальные подразделения местных администраций без создания там представительных органов.

Смоленская область, не дожидаясь принятия закона, перешла в 2024 году в числе «пилотных» регионов на новую систему муниципальной власти, упразднив городские и сельские поселения и преобразовав муниципальные районы в округа, для чего на окружном уровне в 2024 году были избраны окружные советы и думы. В то же время в ряде субъектов, в том числе в Смоленской области, к сожалению, произошла депопуляция сельского населения, численность жителей на селе сильно сократилась, многие населенные пункты стали нежилыми и исчезли с карты. В связи с этим некоторое время назад в регионе сельские поселения были укрупнены, а теперь и вовсе ликвидированы. Это приведет к некоторой экономии бюджетных средств, но может и создать сложности для сельских жителей в связи с большей территориальной отдаленностью местной власти от жителей, проживающих в деревнях. В связи с этим очень важно эффективно выстроить систему создания территориальных органов муниципальной власти для преодоления отчуждённости деревенских жителей от местной власти.

Говоря о балансе полномочий местной и региональной власти, важнейшим вопросом, на мой взгляд, является обеспеченность власти, за которой закреплены полномочия с необходимым финансированием для их реализации. В противном случае будут выноситься решения судов, представления прокуратуры, обязывающие местную власть реализовать те или иные меры, а местная власть будет испытывать сильные затруднения при формировании бюджета для исполнения этих предписаний.

Законопроект предусматривает разделение муниципальных полномочий на неотъемлемые; полномочия, которые априори осуществляет муниципалитет, но законом субъекта они могут передаваться региону; полномочия, которые априори осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть распределены муниципалитетам. Такой подход стоит приветствовать, поскольку на региональном уровне с учетом федеративного характера Российского государства зачастую бывает лучше определить, кто может более эффективно реализовывать те или иные полномочия — регион или муниципалитет. Вместе с тем, хотелось бы надеяться, что полномочия муниципалитетов (особенно муниципальных округов) не будут выхолощены; не нужно передавать слишком много полномочий на региональный уровень, поскольку это может подорвать основы местного самоуправления.

Законопроект также предусматривает несколько способов избрания глав муниципалитетов, в том числе его избрание муниципальным представительным органом из числа кандидатур, представленных губернатором, расширяются и возможности губернаторов по отставке глав муниципалитетов, для чего вводится ряд специальных механизмов. Эти нововведения обусловлены историческим опытом конфликтов между губернаторами и мэрами, такие примеры в прошлом были и в Смоленской области. В ряде административных центров России, тем не менее, сохраняются прямые выборы мэров. Избрание мэров на прямых выборах видится наиболее демократичным способом формирования муниципальной власти, и законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» сохраняет такую возможность. Также законопроектом предусмотрены иные формы непосредственного участия граждан в формировании органов местного самоуправления. Полагаю, что местные референдумы могут быть актуальны для решения ряда местных вопросов и их можно периодически проводить, совмещая с выборами более высоко уровня. Проведение органами власти опросов в соцсетях не всегда дает объективную картину предпочтений избирателей в связи с возможностями регистрации фейковых аккаунтов и участия ботов в таком волеизъявлении.

Законопроект по сути прекращает возможность осуществления двухуровневой системы представительных органов в административных центрах субъектов, где представительные органы создавались на уровне районов города, а из них формировался общегородской представительный орган. С одной стороны, такая система была больше приближена к нуждам избирателей, поскольку если ранее представительные органы создавались в сельских поселениях, то в большинстве крупных городских районов с более чем 100 тысяч жителей они не создавались. С другой стороны, вставал вопрос о распределении ответственности и необходимости сохранения единства городского хозяйства. Теперь двухуровневая система представительных органов в рамках закона будет, видимо, невозможна, что не даст возможность, сформировать, например, Заднепровский или Ленинский районный советы депутатов города Смоленска, как это было в советское время, возможность осуществления представительства в Смоленске сохранится лишь на уровне Смоленского городского совета, очередные выборы в который пройдут в сентябре 2025 года. Тем актуальнее будет для депутатов вновь избранного городского совета работа с избирателями на местах. Именно активная работа депутатов может оживить работу Управлений Администрации города Смоленска по Ленинскому, Заднепровскому и Промышленному районам, которые в отсутствие отдельных представительных органов в этих районах призваны оперативно и эффективно реагировать на обращения граждан.

×
Прокрутить вверх