В соответствии с нацпроектом «Молодежь и дети» будет принят законопроект о профилактике травли среди детей. Будет построена система профилактики травли и ответственности за нее.

Школы должны будут фиксировать у себя факт травли, поменять парадигму, когда школа замалчивает факты травли. В случаях травли школа сначала сама должна своими силами с участием и детей, и педагога-психолога решить эту проблему. Пострадавшим и агрессорам будет оказываться педагогическая, социально-психологическая помощь.
В образовательный процесс будут внедрены антибуллинговые мероприятия, то есть уроки, фильмы, командообразующие тренинги и другое, что будет способствовать недопущению случаев травли.
Как вы оцениваете актуальность антибуллинговых мероприятий в школах вашего региона? Каким образом, по вашему мнению, следует бороться со случаями травли в школах? Какие меры вы можете предложить для фиксации на законодательном уровне?
На эти вопросы отвечает юрист Юрий Понажев:
— Решение проблемы травли и буллинга в школах возможно лишь через модернизацию системы среднего образования. Школа не должна быть местом только для обучения, но и для воспитания личности. Нужно обратиться к идеям выдающихся российских и советских педагогов. Русский педагог Константин Ушинский, один из основоположников русской научной педагогики, отстаивал идеи демократизации народного образования, народности воспитания, систематического обучения детей логике мышления, делал акцент на уважении и нравственном воспитании, а не на насилии и принуждении.
Советский педагог Антон Макаренко даже в исправительной колонии сумел сформировать школу, где каждый чувствовал себя в безопасности и был частью сплоченного коллектива. Старшие и младшие вместе работали в огороде или на производстве, в труде все были одной командой, не было «лишних», все выполняли важные функции для того, чтобы добиться общего результата. У каждого колониста была возможность проявить себя: в колонии было много кружков, секций и занятий по интересам, ученики разных возрастов проводили вместе свободное время и сплачивались. Унижение маленьких считалось недопустимым, старшие всегда защищали новичков, а любые конфликты разбирались самими воспитанниками на общем собрании. Любой воспитанник мог подать жалобу или заявление на общем собрании, после чего каждая сторона высказывалась. Конфликт решался совещанием всех колонистов, совет командиров (выбранные старшие ребята) выносил решение, которое конфликтующие должны были исполнить. Это был почти аналог суда, который учил детей договариваться и совместно конструктивно решать проблемы, причем практически без вмешательства педагогов.
Обращение к традициям отечественной педагогики поможет справиться с проблемой буллинга и в наше время. Проблема травли в наше время, конечно, усугубляется имущественным неравенством, а также агрессивной интернет-средой, с которой сталкиваются учащиеся школ.
Для Смоленской области проблема буллинга не является чрезвычайно острой, хотя случаи травли имеют место и описаны в прессе. С учениками школ периодически проводятся профилактические мероприятия. Например, в Смоленске сотрудники полиции совместно с представителями молодёжного центра-музея имени адмирала Нахимова провели для учащихся 6-8 классов вечерней школы № 1 профилактическое мероприятие, посвящённое буллингу и ответственности за противоправное поведение. В ходе беседы на тему буллинга инспектор ПДН рассказала о последствиях травли, приведя примеры из служебной практики. Кроме того, ребятам показали тематический фильм и информационные слайды. Подытоживая, школьникам напомнили о детском телефоне доверия, на который можно позвонить бесплатно и поговорить со специалистами на волнующие их вопросы, например, о взаимоотношениях со сверстниками либо о жестоком обращении со стороны родителей или одноклассников.
Лучшим решением проблемы буллинга является формирование здоровой сплочённой атмосферы в школьном коллективе, где проблемы самостоятельно решаются между учениками. В сложных случаях, конечно, учителя и руководство школы должны принимать меры по пресечению агрессивного поведения. Крайней мерой для родителей может быть перевод ребёнка в другую школу. Что касается борьбы со злостными хулиганами среди подростков, нужно рассмотреть вопрос снижения возраста, с которого наступает уголовная и административная ответственность в России. Когда другие меры воздействия не работают, понимание того, что вследствие своих преступных действий можно оказаться надолго в тюремной камере, охладит пыл юных преступников, которые сейчас пользуются вседозволенностью и не могут быть привлечены к юридической ответственности в силу юного возраста, хотя прекрасно отдают себе отчёт в своих действиях. Так, в Англии и Уэльсе минимальный возраст уголовной ответственности составляет 10 лет, а в России он составляет 16 лет, и лишь по ряду уголовных статей он составляет 14 лет. Акселерация развития подростков позволяет сегодня ставить вопрос о снижении возраста привлечения к ответственности. Сочетание методов убеждения с опорой на традиции отечественной педагогики и возможности применения жёстких мер в сложных случаях позволит снизить остроту проблемы буллинга в современной школе.