Как не стать жертвой дистанционных мошенников

Несмотря на активные меры противодействия, число преступлений дистанционного мошенничества продолжает оставаться высоким. Современные технологии позволяют злоумышленникам изобретать все новые схемы обмана, используя методы социальной инженерии и современные средства коммуникации. Граждане часто становятся жертвами звонков якобы от сотрудников банков, правоохранительных органов или даже близких родственников, которые просят срочно перевести деньги или передать конфиденциальную информацию.
пожилая женщина разговаривает по телефону — копия

Сегодня на переднем крае борьбы с такими преступлениями находятся сами финансовые учреждения. Банки активно внедряют системы мониторинга транзакций, используют продвинутые алгоритмы анализа поведения клиентов и своевременно предупреждают пользователей о подозрительных операциях.

Наши граждане сами стараются проявлять бдительность в защите собственных средств, и в целях повышения своей финансовой грамотности задали ряд вопросов, которые были переадресованы специалистам смоленского отделения Банка России.

Ирина, п. Верхнеднепровский:

— С 1 сентября введены новые меры для борьбы с мошенниками, которые деньги у людей воруют, убеждают перевод сделать или снять наличные. Но это коснется ограничений снятия денег в банкомате, как же снимать деньги?

На вопрос отвечает Игорь Овчинников, заведующий сектором отдела информатизации смоленского отделения Банка России:

— Напомню, в прошлом году Банк России расширил перечень признаков мошеннических операций, которые банки учитывают для предотвращения подозрительных переводов. Только за шесть месяцев этого года банки остановили хищение 8 трлн рублей.

С 1 сентября 2025 года банки обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, не находится ли человек под воздействием мошенников, а также не совершает ли эту операцию злоумышленник. Цель нововведения — защита граждан от дистанционного мошенничества, число случаев которого в последнее время резко выросло. Банк России определил 9 признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации.

Что это за признаки? Например, нехарактерное поведение человека при снятии денег — время суток, нестандартная для человека сумма или место нахождения банкомата.

Еще один признак — когда перед тем, как снять деньги, человеку поступает много звонков или смс-сообщений с новых номеров. Или, к примеру, клиент банка пытается снять деньги в банкомате в течение 24 часов после оформления кредита. О мошеннической схеме может говорить увеличение лимита по кредитной карте или досрочное закрытие вклада более чем на 200 тысяч рублей.

Среди признаков, на которые Центробанк обращает внимание банков, —  смена номера телефона для входа в интернет-банк или изменение параметров устройства, с помощью которого снимаются деньги.

Как только банк фиксирует, что операция по снятию наличных соответствует одному из признаков, он немедленно должен сообщить об этом клиенту. В течение 48 часов снять больше 50 тысяч рублей в сутки через банкомат не получится. Если человек находится под влиянием мошенников, то эта пауза позволит ему обдумать свое решение. Но, важно помнить, снять и более крупную сумму в этот период можно в отделении банка.

 

×
Прокрутить вверх